Вернуться назад

Как узнать и контролировать класс страхования ОСАГО

Увеличение стоимости на ОСАГО - проблема для большинства водителей. Поэтому владельцы машин часто отказываются от оформления страховки. Но с 2013 г. появился законный метод сэкономить - класс страхования, который имеет накопительную систему скидок. Автолюбителям стоит разобраться, что значит данное распределение и какую выгоду они сумеют получить благодаря полису теперь.

Что такое класс водителя при расчете ОСАГО

Согласно стандартной системе, всем водителям присваиваются четкие категории, которые и определяют последующую цену полиса. Чем реже клиент будет обращаться в компанию для возмещения убытков после ДТП, тем более высокий уровень присвоят ему по итогам квартала. Пытаясь разобраться, как узнать класс водителя на начало годового страхования, важно понимать, что стартовая отметка находится на самой низкой позиции, но в случае отсутствия аварий по инициативе владельца полиса его категория автоматически повышается и цена страховки плавно снижается.

При обратной ситуации (когда человек часто попадает в ДТП и получает компенсации по ОСАГО) стоимость может вырасти почти в 2 раза.

Чтобы понять, что такое класс страхования ОСАГО, необходимо разобраться в их вариациях и отличиях. Первая группа начинается с буквы «М», затем идет стандартный порядок цифр - 0, 1, 2 и дальше вплоть до числа 13. Каждой строке присваивается персональный коэффициент стоимости: когда хозяин авто оформляет страховку, ему сразу назначается класс 3 с минимальным значением 1 - одна установленная расценка.

Коэффициент - основополагающая часть будущей цены страховки, которая позволяет ежегодно снижать планку на 5%. Если владелец машины с классом М оплачивает 145% обозначенных средств, то достигнув 13 уровня, он платит только половину стоимости.

Также это значение является ключевым при определении коэффициента бонус-малус (КБМ). Его еще называют «безаварийным», поскольку с 2008 г. он привязывается не к транспортному средству, а к физическому лицу - водителю или владельцу, на которого оформлена машина. Порой узнать класс на начало годового срока страхования у фирмы сложно, часто во время отслеживания происходят ошибки, поэтому РСА в 2015 г. обнародовал информацию, упростив процедуру проверки.

По правилам класс определяется 2 базовыми показателями: первый зависит от срока и объема водительского стажа в совокупности с возрастом, а второй от индивидуально исчисляемого периода аварийной/безаварийной езды, который рассчитывается на типичных для всех страховщиков условиях. Но коэффициент бонус-малус имеет свои тонкости. В расшифровке данной аббревиатуры имеется 2 похожих понятия:

  • КБМ водителя - закрепляется за одним человеком без привязки к транспорту, но в случае смены автомобиля сохраняется, поэтому является эффективным вариантом для страховок с ограниченным количеством допущенных к управлению особ;
  • КБМ собственника - привязан к человеку и автомобилю на основании номерных знаков и модели, поэтому больше подходит для открытого бланка без ограничения круга лиц.
Расчетный коэффициент бонус-малус применяется для того, чтобы узнать скидку или размер подорожания по ОСАГО. Там предварительная стоимость страховки умножается на коэффициент для получения итоговой суммы. Для полиса всех допущенных к управлению лиц центральным значением является КБМ собственника, а что означает класс для схемы с ограничениями, продемонстрирует показатель человека с самым плохим значением.

От чего зависит класс водителя в ОСАГО

В новой системе класс ОСАГО у каждого водителя при оформлении страхового полиса играет определяющую роль в формировании его конечной стоимости. Цена рассчитывается на основе следующих данных:

  • место регистрации (для каждого региона есть собственная статистика ДТП, которая отражается на уровне показателя);
  • размер базовой ставки для разных типов транспортных средств;
  • возрастная категория водителя (молодые люди склонны к быстрой езде, поэтому их стиль вождения согласно статистике считается более рискованным);
  • стаж вождения (граждане с большим опытом, включая работу в такси или водителем по найму, могут рассчитывать на более скорое понижение тарифов);
  • модель и марка автомобиля (на каждый параметр имеются индивидуальные тарифы, где учитывается частота их попадания в аварии);
  • число лиц, которые дополнительно вписаны в полис (включая их личные качества - стаж, место прописки и возраст);
  • полная история вождения клиента.

Поскольку величина класса напрямую зависит от наличия и количества страховых выплат, для лучшего понимания РСА представил обновленную в 2019 г. таблицу:

Класс на начало годового срока

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0 страховых выплат

1 страховая выплата

2 страховые выплаты

3 страховые выплаты

4 и более страховых выплат

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М

Класс в большей мере зависит от характеристик самого владельца машины. Строгое соблюдение правил дорожного движения, хороший уровень вождения и опыт помогут повысить коэффициент, сэкономив на оплате полиса. А такие критерии, как тип транспортного средства, мощность двигателя, срок службы машины на результат вовсе не влияют. Заодно в перечень важных параметров, не повышающих финальный показатель, входят срок действия страховки, число вписанных в документ лиц и количество аварийных ситуаций, где автомобилист был потерпевшим, а не виновным.

Но после одной аварии значение станет ниже сразу на несколько единиц (максимум упадет до шести, в зависимости от начальной величины). В случае второго ДТП класс автоматически уменьшается на 4-10 пунктов. А 3 и более зафиксированные аварии приведут к понижению показателя сразу на 5-13 классов.

Как определить класс водителя ОСАГО

Доступ к общей базе данных водителей, которые оформили ОСАГО, имеют все российские страховые компании, которые занимаются выдачей полисов. В обязанности данных организаций также входит и этап заполнения списков, чтобы остальные могли узнать класс водителя ОСАГО онлайн. Происходит этот процесс во время подачи заявления и одобрения первичной страховки, когда вся информация о владельце авто заносится в базу РСА. Когда клиент обращается за компенсацией после ДТП, в базу обязательно вносятся поправки с указанием суммы компенсаций и характера повреждений.

Когда другой компании нужно проверить базу по номеру водительского удостоверения и получить историю страховки, информацию можно запросить независимо от сроков. Данные доступны сразу на нескольких порталах, а самый популярный из них - официальный сайт РСА (autoins.ru). Чтобы узнать, как класс водителя образовался в текущее состояние коэффициента, на ресурсе необходимо:

  1. Ввести в соответствующее поле наименование страховой фирмы.
  2. Заполнить графу «Дата запроса» или «Дата начала действия договора/добавления в договор».
  3. Подтвердить данные и дождаться обновления страницы.

Информацию о действующем полисе сайт выдаст в течение 1-5 минут. Но иногда запросы по некоторым водителям могут предоставлять устаревшие архивы (загруженные 2 месяца назад). В таком случае стоит обратиться к технической поддержке портала или воспользоваться альтернативным вариантом поиска. Проверить свой класс можно непосредственно на сайте страховщика - большинство из них предлагают подобную услугу. Чтобы выяснить статус, в форме стоит указать:

  • ФИО водителя;
  • дату рождения;
  • номер водительского удостоверения;
  • дата, на которую нужно уточнить состояние КБМ.
Выдаваемое значение в разные дни может варьироваться, поскольку при выписке нового полиса страховщики обращают внимание на дату окончания старого образца - разница не должна составлять более 1 суток. А если хозяин машины вписан сразу в несколько страховок, значение КБМ берется из последнего полиса.

Приобретая первый экземпляр, автолюбитель сразу получает 3-й класс и если он в течение года не стал причиной аварии, его уровень повышается на 1 позицию каждые 12 месяцев. Поэтому аккуратная езда в течение нескольких лет приводит к постепенному улучшению класса страхования ОСАГО и снижению коэффициента.

Онлайн система полезна как владельцам автомобилей, так и страховым компаниям: первые могут с ее помощью разобраться, как рассчитать класс водителя даже в случае переоформления, а организации имеют право проверять информацию о новом клиенте, тем самым предотвращая возможное мошенничество, когда намеренно снижают класс и ради его повышения готовят другой пакет документов.

Класс аварийности и безаварийности

При оформлении ограниченной по количеству особ страховки, все водители вписываются поименно с указанием необходимых данных. Но каждое лицо несет ответственность только за собственный статус: если бонус-малус виновника ДТП увеличивается, то у остальных скидка сохраняется на прежнем значении. Отдельных требований насчет указания этого параметра в бланках нет, но сами страховщики часто ставят пометки в п.3, рядом с именем или в графе «Особые отметки».

Ограниченное ОСАГО включает в себя сведения только об одном собственнике, а также его паспортные данные и номер кузова автомобиля. В этом случае владелец транспортного средства лично несет ответственность по КБМ. Зная ключевые принципы изменения коэффициента безаварийности, водитель сумеет сохранить скидку по полису согласно следующим правилам:

  • бонус-малус сохраняется в течение года со дня завершения действия страховки за исключением получения нового бланка, когда на протяжении 2 дней страховая компания подает информацию по базе РСА и значение сразу меняется;
  • при смене полиса с ограниченного на открытый происходит изменения статуса с «водителя» (со всеми действующими бонусами) на «собственника» (нулевой баланс по классу), поэтому скидка обнуляется, но при обратном переходе с неограниченного на ограниченный формат, положенная скидка сохраняется;
  • люди, которые ездят по страховке другого человека и официально не вписаны в ОСАГО, через 12 месяцев будут вынуждены перейти на стартовый класс, если заранее не вписали себя в любой полис с ограничением (родных, друзей);
  • при смене транспорта владельцем открытого бланка бонус-малус обнуляется до первоначального значения - 1 без исключений, даже при нескольких десятках зафиксированных аварий за год или при досрочном расторжении соглашения - коэффициент определяется по стандартной схеме;
  • отсутствие выплат ОСАГО в течение года влияет на показатель безаварийности нейтрально - значение остается на уровне даты подписания бланка, но при наличии взносов уровень класса подкорректируют на прежних условиях.

Разобравшись, как формируется класс водителя и зная особенности расчета коэффициента бонус-малус, получится надолго сохранить максимальную скидку.

Важные тонкости, советы

В редких обстоятельствах хозяин транспорта имеет право обратиться за комментариями к организации или даже в суд по вопросу неправомерного назначения суммы ОСАГО и намеренного понижения класса страхования. Выделяют следующий перечень ситуаций, когда водитель или собственник получает неправильный коэффициент и теряет скидку:

  • человеческий фактор - ошибка во время обновления данных о клиенте в системе РСА сотрудником (оператором) компании;
  • технический фактор - некоторые сведения могут не быть занесены в базу или исчезнуть при смене оборудования или при переходе на другой тип хранения информации;
  • недобросовестность - случаи, когда страховые агенты специально занижают уровень водителя или не оформляют переход по классу на следующий год с целью уменьшения скидки.

При возникновении подобных ситуаций водителю необходимо обратиться с заявлением и сообщить о замеченной ошибке непосредственно страховщику, перед этим проведя самостоятельный расчет, какой класс по таблице должен быть по факту. В качестве аргументов стоит параллельно подать документацию о наличии или отсутствии ДТП за интересующий период.

Чтобы обратиться с заявлением в РСА, нужно направить заполненную форму с указаниями неточностей и добавить запрос на полный перерасчет. Если страховая фирма откажется обновлять ОСАГО класс, можно обратиться в суд, вновь предоставив доказательную базу по неправомерности действий компании. Особенно это важно при отказе или при недобросовестности в расчетах скидок фирмы за последние годы.

Если работники не хотят помочь клиенту с возвращением прежнего коэффициента, а действующий договор уже продлен и переплачен, необходимо действовать самостоятельно:

  1. Скачайте и заполните бланк РСА на восстановление коэффициента бонус-малус.
  2. Отправьте скан-копии заявления и водительских прав в РСА по электронному адресу (можно найти в контактах на официальном сайте).
  3. Дождитесь ответа (часто требуется несколько месяцев), поскольку письмо будет идти почтой.
  4. Когда получите ответ, прикрепите его к заявлению на пересмотр стоимости полиса и повторно отдайте в страховую компанию.
  5. На основании собранных бумаг, соглашение ОСАГО в организации обязаны переоформить и вернуть предоплату.

Недостатки системы можно устранить и в судебном порядке: вы добьетесь тех же результатов, только с опозданием (пока будет идти рассмотрение иска). Но если иметь на руках необходимые документы и придерживаться правил относительно количества аварий в страховке, то восстановить справедливость сумеет любой гражданин.

Специальные предложения страховых компаний
  • 0
Действующая
Лицензия
Есть
Для физ. лиц
Есть
Для юр. лиц
Лиц. лицензия ЦБРФ СЛ № 0667 от 22.01.2018
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:
© 2019 Страховая.ру - все о страховании.
При использовании материалов гиперссылка на strahovaia.ru обязательна.