Вернуться назад

Как и в какие сроки нужно ремонтировать автомобиль по ОСАГО

Страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) предусматривает, что при повреждении чужого автомобиля в аварии страховая компания виновника компенсирует ущерб имуществу и здоровью других участников ДТП.

Чтобы произвести ремонт по ОСАГО, потерпевшему водителю нужно соблюсти ряд условий. По закону строго регламентированы сроки восстановления авто, максимальная сумма компенсации, то, как происходят работы на СТО и какие детали можно использовать в ремонте.

Что будет за нарушение срока ремонта

Сроки предоставления сведений для получателя компенсации (участника, признанного пострадавшим в аварии) зависят от порядка оформления дорожно-транспортного происшествия. При возникновении ДТП участники могут заполнить документы самостоятельно, с помощью европротокола, или сотрудника ГИБДД. Участие дорожной полиции необходимо при нанесении вреда здоровью, обширных повреждениях автомобиля, несогласии с виновностью одной из сторон и в некоторых других случаях.

При оформлении по европейскому протоколу виновник и пострадавший должны уведомить свои страховые компании о ДТП и представить документы в течение 5 рабочих дней после аварии. Согласно Федеральному закону об ОСАГО, неисполнение этого требования для виновника может обернуться регрессом выплаты - истребованием всех средств, потраченных на компенсацию вреда, а также на технические экспертизы авто потерпевшего. Пострадавшему в аварии, который несвоевременно представил протокол ДТП, могут отказать в выплате, однако суд способен оспорить отказ.

При оформлении происшествия сотрудником ГИБДД обе стороны должны уведомить свои страховые компании (СК) об аварии. Сделать это можно лично, с помощью заказного или электронного письма, факса и др. Право на подачу заявления на компенсацию ущерба сохраняется в течение 3 лет.

Если компания подает официальный запрос на осмотр или экспертизу машин, то все участники ДТП обязаны предоставить их в течение 5 рабочих дней, начиная с момента получения запроса. Чтобы не упустить возможность восстановления авто по ОСАГО, пострадавшему придется отказаться от немедленного ремонта. Восстанавливать и утилизировать поврежденное средство передвижения нельзя в течение 15 дней. В этот срок включаются нерабочие (выходные) дни, но не входят праздники.

Заявление на получение компенсации рассматривается не более 5 дней. Перед тем как ремонтировать автомобиль по ОСАГО, страховщик направляет авто пострадавшего на экспертизу. Максимальный срок направления на восстановление авто со дня принятия заявления СК составляет 20 календарных дней.

Законные сроки ремонта автомобиля ограничиваются 30 днями. Он начинается с момента первого посещения автосервиса, который записан в направлении.

Очереди на выполнение работ в сервисе, сроки ожидания деталей и другие обстоятельства не продлевают общий срок выполнения ремонта. Увеличение длительности срока (например, при сложных работах и сильных повреждениях) допускается только с согласия владельца авто.

Федеральный закон об обязательном страховании предусматривает пени (неустойки) за задержку в восстановлении:

  • при невыдаче направления в установленные сроки неустойка за каждый пропущенный день составляет 1% от страховой выплаты;
  • при затягивании ремонта в отсутствие согласия потерпевшего пени составляют 0,5% от той же суммы.
Максимальная сумма пени за пропуск сроков ремонта автомобиля по ОСАГО составляет 200 тыс. руб. Однако в судебной практике это значение в большинстве случаев снижается.

Если СК незаконно отказала в получении компенсации, не произвела никакого ремонта или не перечислила неустойку в порядке досудебной претензии, это может быть основанием для взыскания штрафа в пользу пострадавшего. Размер этой выплаты составляет до половины от рассчитанной суммы.

Кроме компенсации и штрафа, невиновный участник аварии может потребовать компенсации других расходов, связанных с иском и страховым случаем: юридических и почтовых, стоимости осмотра независимым экспертом и пр.

Как работали старые правила

По правилам, которые действовали до 28 апреля 2017 г., сумма компенсации могла поступать к потерпевшему двумя путями. Он мог выбрать ремонт по ОСАГО в автосервисе (в этом случае адресатом выплаты была СТО) или денежную компенсацию, при которой рассчитанная сумма перечислялась на счет владельца.

Получение денег позволяло владельцу авто выбрать СТО по желанию или самостоятельно заняться ремонтом, сэкономив на стоимости работы и запчастей (при выборе подержанных деталей).

При обнаружении скрытых повреждений авто или несогласии с суммой выплаты пострадавший мог подать досудебную претензию, а затем и судебный иск. К исковому заявлению прикладывался отчет о независимой экспертизе с перечислением всех неполадок и оценкой ущерба. При расчете итоговой суммы учитывался УТС машины (показатель утраты товарной стоимости).

Единственным недостатком данной схемы выплат было то, что сумма перечисления рассчитывалась строго с учетом износа автомобиля. При направлении на ремонт по ОСАГО показатель износа не учитывался, т.к. калькуляция производилась по другим формулам ЦБ.

Изменения в законе об ОСАГО

В обновленной редакции закона возможность забрать компенсацию в денежном эквиваленте практически исключена. При восстановлении после ДТП по ОСАГО допускается только прямое возмещение ущерба - путем оценки повреждений и направления на ремонт.

Согласно ФЗ, на ремонтируемые машины устанавливаются только новые запчасти. При их отсутствии на рынке допускается покупка деталей, бывших в употреблении, но для этого необходимо получить согласие страховщика.

Изменения в законе были направлены против страхового мошенничества, но осложнили получение компенсации и добросовестным автовладельцам. Например, потерпевшим в аварии не гарантируется, что они будут обслуживаться на выбранной ими СТО: страховщик предоставляет выбор из нескольких сервисов, с которыми заключен договор. Владельцы новых машин могут рассчитывать на восстановление у официального дилера или СТО, которая сертифицирована для работы с указанной маркой авто.

Сроки ремонта по ОСАГО аналогичны вышеописанным. СК обязана выдать направление на станцию техобслуживания в течение 20 дней, а сервис - восстановить авто в течение месяца. Если технические работы проводятся на СТО, которая не имеет договора со страховщиком, то допускается увеличение срока направления до 30 дней.

Если сервис не закончил ремонт по ОСАГО в сроки, указанные в законе, владелец машины может составить досудебную претензию, а при отсутствии компромиссного решения - обратиться в суд. Иски при этом обращаются не к СТО, а к страховой компании, которая выдала направление.

Несмотря на изменения в ФЗ, в ряде случаев автовладелец может забрать компенсацию деньгами. Такую возможность законодатели закрепили для следующих случаев:

  • невозможность восстановления машины (утилизации авто);
  • гибель потерпевшего и отказ наследников автовладельца от восстановления транспортного средства;
  • обоюдная виновность в ДТП, которая предполагает оплату только части расходов на ремонт;
  • инвалидность владельца, которая обуславливает специальные потребности в функциональности транспорта;
  • отказ владельца гарантийного нового авто от ремонта на СТО, которая не имеет договора с производителем и дилером марки;
  • индивидуальная договоренность со страховой компанией;
  • запрет Центрального Банка России компенсировать ущерб путем технических работ.

Если СК несколько раз нарушила правила проведения ремонта, то контролирующий орган (ЦБ) вправе запретить данной компании возмещать ущерб прямым путем в течение года. Основанием для жалоб в ЦБ РФ являются затягивание сроков восстановления, некачественно проведенные работы, неполное восстановление и др.

Чтобы иметь возможность истребовать со страховщика компенсацию за некачественный ремонт, нельзя заключать дополнительные договоры на проведение работ на СТО. Подписав документ без предварительного изучения, неопытные автовладельцы могут передать права требования компенсации сервисному центру. Это явление называется цессией.

Опасность договора цессии для автовладельца заключается в том, что он полностью лишается права предъявить досудебную и судебную претензии при несоблюдении сроков и некачественном ремонте. При цессии СТО может использовать б/у запчасти, т.к. сервисный центр не отвечает перед владельцем по закону об ОСАГО.

Автоюристы и законотворцы настаивают на том, что при направлении на ремонт по ОСАГО пакет документов, собранный для СК, является достаточным. Для проведения необходимых технических осмотров и работ дополнительного согласия автовладельца не требуется. Отказ потерпевшего от подписи дополнительных документов на СТО (исключая акт приема и выдачи машины) не является законным основанием для увеличения сроков восстановления.

 

Главные особенности нового закона

Закон о страховании строго определяет правила выбора СТО при ремонте авто по ОСАГО. Автосервис должен находиться в радиусе 50 км от места, где произошло ДТП, или от места жительства потерпевшего. Если авария случилась более чем в 200 км от дома владельца, то СК может эвакуировать автомобиль с места происшествия. Если после аварии транспортное средство находится не на ходу, то доставка к месту экспертизы и СТО осуществляется с помощью эвакуатора. Его вызов оплачивает страховая компания.

Автомобили, выпущенные менее 2 лет назад и находящиеся на гарантии производителя, восстанавливаются только у официального дилера или на СТО, которая имеет соглашение с производителем. Если страховщик не может отправить авто к сертифицированным специалистам, то владелец вправе истребовать сумму компенсации деньгами.

Перед выдачей денег СК может предложить ремонт на любой другой СТО. Отказ от него не является основанием для отказа в страховой выплате.

Некоторые производители дают гарантию на 3-5 лет, однако машины старше 2 лет обслуживаются у дилера только по договоренности с СК. Большинству владельцев придется согласиться на восстановление авто по ОСАГО в сервисе страховой.

При приеме отремонтированной машины необходимо тщательно осмотреть транспортное средство. Если были заменены не все поврежденные детали или работы выполнены некачественно, нужно отказаться от подписания акта приемки и направить страховщику досудебную претензию с требованием устранить недочеты.

При удовлетворительном качестве ремонта следует учесть, что гарантия на кузовные элементы составляет 12 месяцев, на другие детали - 6 месяцев.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте

При старой редакции закона некоторые владельцы предпочитали сэкономить на восстановлении или купить максимально качественные детали, но избежать трат на работу. По новому закону забрать компенсацию по собственному желанию уже нельзя, но можно договориться со страховой компанией индивидуально. Для обоснования целесообразности денежного возмещения можно указать на редкость запчастей для данной модели или марки на рынке.

Если СК не согласилась с доводами владельца, то по правилам ОСАГО ремонт можно получить только на предложенном сервисе. Владелец может выбрать СТО из перечня компаний, которые заключили договор со страховщиком.

Если ремонт произведен самостоятельно в течение 15 дней после ДТП, то потерпевший лишается права и на прямое, и на денежное возмещение.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины

Сумма возмещения рассчитывается по формуле ЦБ. При расчете часто используется заниженная стоимость запчастей, поэтому действительная цена ремонта может не уложиться в размер выплаты.

Чтобы избежать необходимости доплаты, потерпевший может договориться с СК об использовании б/у деталей. При использовании таких запчастей для ремонта по страховке владелец и компания должны заключить отдельное соглашение.

При несогласии с фактом или размером доплаты потерпевший может написать отказ от дополнительных выплат. Автоюристы считают, что данный ход является правомерным и не должен повлиять на сроки ремонта автомобиля по ОСАГО. Если из-за недостатка средств СТО не заканчивает технические работы или выполняет их некачественно, то владелец может предъявить претензию к СК.

Сколько придется доплатить владельцу, зависит от возраста и степени изношенности авто. Чтобы компенсировать затраченную сумму, он может обратиться с претензией к виновнику ДТП. Сумму, которая выходит за пределы максимального возмещения по ущербу (400 тыс. руб.) виновник оплачивает самостоятельно.

Отдельная доплата допускается также в тех случаях, когда пострадавший в ДТП хочет установить запчасти предпочитаемой марки, которая не санкционирована СК.

Как быть, если вы собираетесь купить авто

Потенциальную возможность ремонта автомобиля по ОСАГО следует рассматривать уже при покупке ТС.

Прямое возмещение нередко проводит собственная СК потерпевшего, а после направляет регрессное требование к компании виновника. Чтобы обслуживаться на выбранной СТО, необходимо узнать, с какими страховщиками у них заключен договор. После покупки нужно обратиться в эту компанию и купить полис ОСАГО.

При выборе необходимо учесть расположение сервиса. Страховщик может согласиться на оплату ремонта даже при несоблюдении территориального условия и отсутствии СТО в перечне, но рассчитывать на это не следует.

Специальные предложения страховых компаний
  • 0
Действующая
Лицензия
Есть
Для физ. лиц
Есть
Для юр. лиц
Лиц. лицензия ЦБРФ СЛ № 0667 от 22.01.2018
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:
© 2019 Страховая.ру - все о страховании.
При использовании материалов гиперссылка на strahovaia.ru обязательна.